В СТОРОНУ ИСТИНЫ
(Написал Пинопа)

Эпиграф:

Если хочешь увидеть Истину, не будь ни за, ни против.
***
Истину не постигнешь, выбирая и отбрасывая.
***
Истину не искай, оставь лишь мнения, корорые так любишь.

                                                                  „Строфы Веры в Ум" - Фрагменты
                                                                  Написал Сосан Дзенджи, Третий Патриарх Дзен
 

СОДЕРЖАНИЕ

Иллюзия восприятия ..............................................................
Восприятие иллюзий ……………………………………
Корректирование ошибочного разумения
познавательных основ науки ……………………………………
Примечания ……………………………………………………
 
 

ИЛЛЮЗИЯ ВОСПРИЯТИЯ

    Глядя на гобелен с расстояния нескольких метров, мы видим однородный, представленный на нём образ. Приближаясь всё более, начинаем воспринимать и выделять нити, которые его составляют, и отдельные волокна шерсти. Но когда отодвинем верхний слой гобелена, мы увидим основу, то есть его несущую конструкцию.
    Осматриваемая невооружённым глазом, гладкая поверхность дерева, металла, стекла или другого материала не подсказывает, что можно увидеть, если мы будем смотреть на эту поверхность через увеличительное стекло или микроскоп. Образ, который мы видим, зависит от существующего освещения, от цвета освещения и от направления падения света на поверхность. От освещения он зависит безусловно, ибо без света мы ничего не увидим. Зависимость образа от направления падения света и от цвета освещения является относительной.
    Если мы будем смотреть на роверхность материала невооружённым глазом, а свет будет падать с противоположной стороны, мы можем ничего не увидеть в связи с ослеплением. Осматривая ту же самую поверхность при достаточно большом увеличении, при том же самом направлении падения света, это явление исчезнет, и будет наблюдаться некоторый образ.

2

    Осматривая данную поверхность при сильном увеличении, мы увидим разного вида шершавости, неровности, выемки оторванных частей и дислокации материала. В зависимости от направления падения света и его цвета для разных направлений падения и разных цветов света мы увидим разные образы. Лишь благодаря способности сочетания ума, они будут для нас образами той же самой поверхности. В конце, при достаточном увеличении поверхности, исчезнет возможность наблюдения цветов и каких-либо логичных образов. Ибо кончатся наблюдательные способности оптических приборов.
    Новые возможности создаются электронными микроскопами. Однако, здесь появляются дополнительные трудности. Если до сих пор можно было говорить о цвете вещества1), тогда в новых условиях цвет вещества совсем не должен браться во внимание. Говорится, что для этих условий световая волна уж слишком коротка, чтобы можно было что-нибудь наблюдать.
    Заключения на тему наблюдений вещества при увеличении, которое получается в электронных микроскопах, опираются главным образом на логическое мышление. Из них следует, что при очень больших увеличениях, когда можно уже различать единичные молекулы и атомы, наблюдение вещества заменяется наблюдением полей, у которых в разных местах разные свойства. Эти поля кажутся основными параметрами, которые позволяют веществу, чтобы оно проявляло свои свойства, а также позволяют исследовать и делать заключения.
    Но не только наблюдения невооружённым глазом и при помощи вспомогательных приборов дают столь многозначные результаты. Подобное происходит, если вещество исследовать, например, осязанием. В этом случае впечатление гладкости поверхности является в равной степени делом договора, как оценка гладкости поверхности оптическим способом.

3

    Астрономические наблюдения неба дают разные образы, и это зависит от увеличительных и разделительных способностей оптических и радиотелескопов. Образы космического пространства изменяются в зависимости от качества наблюдательных приборов и по мере истечения времени. Они изменяются также в зависимости от места наблюдения.
    Кроме перечисленных причин, которые делают образы космического пространства относительными, существует причина, которая более всего влияет на относительный характер наблюдаемого космоса. Эта причина состоит в том, что наблюдаемые образы отдельных небесных тел касаются физического состояния этих тел разных периодов времени. Просто, речь идёт о том, что свет небесных тел, расположенных на разных расстояниях от Земли, требует разное время, чтобы достигнуть Земли. Поэтому наблюдаемый образ космического пространства - это, в сущности, композиция, составленная из многих маленьких образов, в которых закодированы состояния этих тел, происходящие из разных эпох развития космоса. Образы тел, наиболее отдалённых, происходят из наидревнейших эпох развития космоса, а образы тел более близких происходят из более молодых эпох. Дополнительно, положения небесных тел, которые наблюдаются в данный момент, в действительности являются в тот момент совсем другими, чем это следует из наблюдений, и не существует возможности, чтобы познать, какие правдивые положения и правдивые образы отдалённых небесных тел в момент наблюдения.
    Определённая скорость света и использование световых волн при наблюдениях служат причиной искажения наблюдаемых образов, что происходит также при наблюдениях на небольшие расстояния. Разумеется, что эти деформации соответственно меньше, чем при астрономических наблюдениях, но они существуют всегда, и элиминировать их невозможно. Ведь мир динамичен и изменяется во времени. В момент, когда мы получаем стимулы из окружения, на основе которых делаем заключение о его настоящим сосотоянии, оно уже высылает другие стимулы.

4

    Мы говорим об окружающей действительности в данный момент, но то, что мы знаем на эту тему, ни в малейшей мере не отвечает тому, что действительно существует. Мы делаем на тему действительности заключения, опираясь на стимулы, которые доходят к нам из окружения. Но они трансформируются нашими органами чувств в разного вида впечатления. Мы всё время переживаем лишь наши впечатления.
    Наши знания о стимулах, которые посредствуют между нами и окружением, следуют из логичного мышления. Подобное получается со всем, что мы воспринимаем и что считаем действительным. В действительтости, мы этих образов не воспринимаем, но они сами создаются в сознании. В том состоит разница, что, возникая без сознательного мышления, образы создаются в сознании автоматично и неосознанно.

5

    Недавно провели опыт, целью которого было исследование функции видения и использования её в жизни2). Он заключался в том, что особа, которая участвовала в эксперименте, могла приспособиться и жить некоторое время круглосуточно имея на глазах специальной конструкции очки. Эти очки не изменяли ни величины, ни цвета наблюдаемых предметов и окружения, но они переворачивали наблюдаемый образ. Глядя через очки на свои ноги, особа видела их перевернутыми подошвами вверх, ходящими по полу, который казался потолком. Левая рука виделась с правой стороны, а правая - с левой. Глядя вдоль коридора или осматривая комнату, она видела пол там, где должен быть потолок, и наоборот. Кушая за столом суп, она видела образы тарелки, руки с ложкой, стола, но они были обратны в отношении нормальных условий. В новой ситуации упущенная ложка падала вверх, а не вниз.
    Когда особа пользуется своими глазами и смотрит через очки, которые переворачивают образ, еда перестаёт быть простой деятельностью. Особа не может замкнуть глаза во время еды и просто наесться в темноте, ибо у неё задача: надо пользоваться своей способностью смотреть глазами.
    Вначале ситуация оказывается довольно трудной, она полна ошибок и разливания супа. Пригодный до сих пор опыт, навык пользования правой рукой, существующие до сих пор знания о собственном теле и его расположении относительно окружения противоречат наблюдаемому новым способом образу окружения и себя. Трудности, которые выступают во время еды, повторяются при выборе направдения хождения, при
уборке со стола, и, в конце концов, при любой деятельности. Но они исчезают, когда особа перестаёт думать о подробностях возникшей ситуации, и конкретно о встречаемых на каждом шагу противоречиях. Это наступает относительно быстро. По мере приобретения навыков передвижения и деятельности с новым способом видения, прежние опыты стираются из памяти и заменяются новыми. Постепенно трудности уменьшаются, и после нескольких суток новый способ видения становится нормальным. Особа перестаёт иметь впечатление, сто её руки и ноги находятся на несоответствующих местах, и, вообще, что-нибудь явдяется перевернутым. Следовательно, она живёт и действует со свойственной себе ловкостью.
    Когда эта особа захочет вернуться к жизни в условиях, которые существовали перед экспериментом, она встретит подобные трудности. Она должна некоторое время снова приспосабливаться к жизни без специальных очков.

6

    Этот опыт указывает на относительный характер нашей ориентировки и пространственных знаний, а также на такой же характер оптических образов. Ибо всё, что мы видим и считаем, что у него совсем натуральное и конкретное положение, возникает благодаря существованию образа на сетчатке глаза и его последствиям в мозге. Но ведь он же сам, этот образ на сетчатке глаза, перевернутый.
    Мы пользуемся здесь понятием образа, но при этом мы пользуемся неписаным договором. Этот договор касается смысла понятия образа и его значения. В действительности не существует образ, в таком виде, как мы видим, ни в натуре перед нами, ни на дороге, между предметами из окружения и сетчаткой глаза, ни на сетчатке глаза. Это, что там существует, можно представить как некоторые поля, волны, напряжения итд. Нельзя там найти ни света, ни темноты, ни любых цветов. Следовательно, этот образ является созданным в сознании человека психическим творением, и вне сознания, в таком виде, он вообще не существует.
    Делом договора является также понятие формы предметов. Оно связвно с обобщением свойств структуры вещества, когда смотрим с некоторого расстояния и с некоторой точностью на предметы из окружения. Пример с гобеленом указывает, что само обобщение следует из способности, которой характеризуются чувства человека, из положения, освещения и многих других условий. Мы не способны, например, видеть и
реагировать на волны из-за области видимых волн, которые относительно свободно проникают через предметы. Если бы мы эти волны воспринимали, тогда некоторые предметы были бы для нас прозрачны.
    Мы видим малых и очень малых подробностей материальной структуры предметов. Если бы у нас была способность видеть атомы и молекулы, тогда, конечно, мы могли бы отличать форму предметов, но это имело бы для нас совсем другое значение, чем до сих пор. Если бы у нас была способность осязанием отличать отдельные атомы, тогда ночто не было бы для нас гладким. Если бы в такой ситуации мы определяли качество ножей, не по функции, а по форме, тогда не было бы для нас достаточно острых ножей.

7

    Не пользуясь человеческими понятиями, животные совершенно уверенны в существование того, что видят. Этого им хватает для их повседневного существования и опыта. Мы не наблюдаем, чтобы им мешало существование несогласия того, что они видят, с тем, что существует в действительности. Ну, а что же для них существует в действительности? Лишь то, что они осознают при посредстве своих чувств. Они не морочат себе голову ни „делением волоса на четыре", что можно было бы приравнять к нашей науке, ни поиском Истины с большой буквы, что было бы пробой вознесения на высший уровень духовного развития. Без достаточно развитой понятийной системы они не могут найти разницу между тем, что они переживают благодаря существованию чувств, и тем, что затрагивает их чувства. Благодаря этому они не могут найти чувственных иллюзий, которые непрестанно сопутствуют им в жизни, и не могут стремиться, чтобы эти иллюзии устранить.
    Полная и несознательная опора животных на непосредственное свидетельство чувств следует из степени развития их сознания. Человек стоит на значительно высшем уровне развития сознания, и он опирается на научные знания и логичные заключения. Это непосредственно связяно с мышлением, которое опирается на понятия, и лишь очень свободно и косвенно связяно с чувственными впечатлениями. Для некоторых связь логического мышления с чувственными впечатлениями кажется столь отдалённой, что эти лица в своём мышлении не берут существования этой отдалённой связи даже во внимание. Эти особы могут создавать очень сложные, в абстрактном отношении, образы окружающего мира.
    Базируясь на абстрактных логических заключениях, можно также пойти в совсем другом направлении. А именно, можно создать очень простый образ мира, в котором будут существовать лишь фундаментальные частицы вещества и их движение, которое следует из воздействий между этими частицами. Наблюдаемую, всё более увеличенную, сложность мира можно объяснить таким образом, что мир становится для организмов всё более сложным благодаря их всё более сложным структурам и более развитым органам чувств.

ВОСПРИЯТИЕ ИЛЛЮЗИЙ

1

    Каждый может представить себе ребёнка, которого в раннем детстве потеряли родители. Однако ребёнок имел счастливый случай, ибо его приняла за своего и оставила у себя волчья семья. Он выжил, но что из него получилось и кем он стал после многих лет?
    Несомненно, что воспитание в волчей семье не изменило его внешнего вида настолько, чтобы нельзя было найти его сходства с человеком. Он ходит голый, и у него на теле шрамы, которые являются видимым свидетельством полученных от жизни наук. Его руки не служат ему для подношения ко рту пищи. Он использует их как передние конечности, наподобие волка.
    Во время его созревания вблизи его не было образца, подражая которому, он мог бы научиться другому использованию рук и ходьбе в выпрямленной позе. Он всё время живёт в волчей семье, потому он принял позу и поведение члена волчей семьи. Использование конечностей волчим способом привело к их деформации, которая облегчает такое поведение. Он стал ловким как волк, и так же быстро бегает на четвереньках. Свои жертвы он разрывает зубами на части и их поедает. У него своя позиция в волчей иерархии, и во время охоты он умеет сотрудничать с другими членами семьи. Хотя по виду он подобен человеку, в психическом отношении он является волком.

2

    Сравнивая состояние нашего сознания и состояние сознания, которое было бы у нас после воспитания в волчей стае, можно увидеть, что сознание человека является чем-то таким, чего он не получает в момент рождения. Человеческое сознание формируется в нас во время воспитания и учёбы, и оно постоянно находится в динамическом состоянии. Оно непрестанно изменяется, ибо всё время мы учимся чему-то новому и таким образом увеличиваем наш опыт.
    Сознание человека формируется во время жизни особы, но это происходит благодаря ценностям, которые постепенно приобретались во время эволюционного и культурного развития человеческого вида. А более конкретно, это происходит благодаря знаниям, которые передаются из поколения в поколение. На этом основывается всё, чему мы учимся у других. А из этого, вероятно, наиболее ценным является искусство использования понятий и логического мышления.
    Хотя несомненно, что сознание взрослого человека3) и сознание взрослого волка4) разнятся между собой, то в отношении их значения и роли в жизни особы они являются сравнимыми признаками и ценностями. Оба вида этих сознаний могут сформироваться только тогда, когда будут выполнены общие для них условия - они могут возникнуть только на базе способности организмов переживать чувственные впечатления. Ведь можно сказать, что перед возникновением человеческого сознания, типичным признаком которого является использование сложных понятий и логическое мышление, и перед возникновением значительно более простого и ограниченного сознания волка, в организме младенца и в организме волчонка существует ещё более простой вид сознания, который можно назвать первобытным сознанием5) этих организмов.

3

    Первобытное сознание организмов исполняет роль первобытной основы для возникновения более сложных видов сознания. Это сознание является первобытным в том смысле, что оно врождённое. Оно не получается вследствие учёбы или опыта, но вследствие самого факта существования. Каждое другое сознание, которое возникает на базе первобытного сознания, возникает вследствие его формирования в течение жизни особы. Это сознание является первобытным также в том смысле, что оно непосредственное. Доходящим к организму стимулам непосредственно отвечают переживаемые чувственные впечатления. Каждое другое сознание, которое развилось на базе первобытного сознания, у которого не менее двух видов чувств, является опосредованным. Наконец, это сознание является первобытным также и в том смысле, что оно безпонятийное. Тогда как мышление и деятельность человека, певедение в ежедневной жизни волка или другого животного, у которых существуют два или более видов чувств, связано с проявлением понятийного сознания.
    Понятие, которое определяет первобытное сознание как врождённое, означает, что чувствование вкуса, запаха и осязания, слышание звуков, видение света и цветов, а также чувствование других впечатлений - это всё способности, которые существуют перед рождением и которым не нужно никого учить. Известные по названиям чувственные способности люди знают из собственного опыта, но к этой группе причисляются также такие чувственные впечатления, каких никто из людей нокогда не испытывает. К ним причисляются, например, впечатления, какие переживает летучая мышь, когда слышит ультразвуки, или гремучая змея при влиянии инфракрасных волн. К ним также причисляются впечатления, какие переживают даже наиболее простые организмы, у которых только один чувственный орган, а также организмы, у которых нет никаких выделяющихся чувственных органов. Примером переживания у людей чувственных впечатлений без участия органов чувств может быть переживание беспокойства, впечатления теплоты и других, при влиянии стимулов, для принятия которых у человека не существует никаких органов чувств. К таким стимулам можно отнести достаточно сильные электромагнитные волны, не вмещающиеся в диапазон видимых волн, и ультразвуковые волны6).

4

    Существуют довольно большие трудности, которые мешают понять возможность переживания впечатлений без посредничества органов чувств. Можно однако осознать, чем, в сущности, являются органы чувств. Это каналы проникновения стимулов в организм, специализированные для принятия стимулов некоторого вида, и очень на эти стимулы чувствительные. Прежде, чем такие каналы начали возникать, должна уже существовать способность принятия стимулов и переживаний (при влиянии стимулов) впечатлений. Но чтобы впечатления могли возникнуть, стимулы должны быть значительно более сильными. Сами впечатления при этом совсем другие, чем мы знаем, и недоступные нашему воображению.
    Каналы, специализированные для восприятия чувственных стимулов, возникали во время эволюционного развития вида, и они возникают во время развития каждой особы. Их развитие не вносит в организм психическую жизнь, она ведь существовала там уже раньше, перед развитием органов чувств7). Существует она лишь в виде, который очень трудно определить при помощи понятий. Возникновение органов, например, в виде уха и глаза, связано с возникновением возможности переживания интенсивных впечатлений звука и света даже при влиянии очень слабых стимулов. Благодаря тому, что у нас уши и глаза, мы можем легко осознать, чем являются такие впечатления.

5

    Первобытное сознание является непосредственным в том смысле, что каждому переживаемому впечатлению отвечает непосредственно определённый стимул. Например, стимулом в виде звуковых волн отвечают впечатления звука и тонов, стимулам в виде световых волн отвечают впечатления света и цвета, осязательным стимулам отвечают осязательные впечатления итд.
    Стимулы и впечатления - это совсем разные вещи, и у них совсем разные свойства. Они отличаются между собой, но существующие между ними связи подобны связям, которые существуют между понятиями. А именно, звуковые волны, когда вникают в организм, означают для него: впечатления звука и тонов, световые волны означают: впечатления света и цвета итд.
    Несмотря на сходство, это ещё не понятия в буквальном смысле. Они совсем независимы от мышления и от понятий, которые связаны с мышлением. Они независимы потому, что они существуют в цикле развития организмов перед тем, как в сознании сформируются понятия, и именно благодаря им может развиться понятийное сознание и мышление.

6

    Каждый может вообразить неправдоподобный случай рождения ребёнка, у которого не было бы ни одного из пяти органов чувств. Какие бы возможности учёбы ребёнка чему-нибудь, а в более поздное время, какие бы возможности договориться с ним о чём-нибудь имели его воспитатели?
    Если предположить, что они не пользовались бы никакими нечувственными способами, тогда, разумеется, у них не было бы никаких шансов, чтобы ребёнка чему-нибудь научить. Для научения даже очень простым понятиям, которые доступны и зверям, должны существовать не менее двух видов чувств. Ведь реляции, которые существуют между понятиями, базируются на сотрудничестве разных органов чувтсв, а также на приписывании переживаемым впечатлениям наружных значений. Можно это проследить в опытах с собаками, которые делал русский учёный Иван П. Павлов.
    В определённые часы дня Павлов подавал собакам корм, и в это время включал звуковой сигнал. После многих проб псы реагировали обильным выделением слюны уже на сам звуковой сигнал. Для них звуковой сигнал стал символом получаемой пищи.
    Сам звуковой сигнал, без других сопровождающих стимулов, имеет для организма только собственное внутреннее значение. Оно лишь впечатление звука.

7

    Формирование понятий и опирающегося на них логического мышления всё более отдаляет сознание человека от основ, на которые опирается существование этого сознания.
    Понятия помогают познавать мир, но это практический мир. Он раньше создаётся при помощи понятий, а позднее говорится, что его познают. Одновременно понятия становятся эффективным занавесом, который мешает узнать действительную истину о мире.
    Основной иллюзией является ощущение отдельности и отделения от окружения. Её начало исходит от приписывания впечатлениям наружных значений.
    Другой основной иллюзией является „я", которое существует в сознании человека. Отождествление сознания человека с его „я" может быть настолько сильное, что ему очень трудно осознать возможность существования без своего „я". Разумеется,  всё это является следствием воспитания человека, а сила его связи со своим „я" зависит от очень многих воспитательных факторов. Возможно также отсутствие связи с собственным „я", тогда человек действует не для собственной выгоды, но на пользу местного общества.
    Основная иллюзия, которая развилась благодаря сложной понятийной системе - это широко распространённое мнение, что при посредстве органов чувств познаётся вещество, которое является чем-то совсем отдельным и иным, чем сознание. Не замечается того, что приписываемые веществу признаки являются, в сущности, признаками, которые существуют в сознании, в то время как самое вещество, как исслевуемая наружная действительность - это создание психики, которому во время его созидания эти признаки приписываются. Никто никогда не познал каких-либо признаков вещества без посредничества органов чувств. Потому ни один из них не является действительным признаком вещества. Следовательно, не существует вещество как что-то отдельное и иное, чем сознание8).

8

   Когда уже существует сформированное сознание человека или сознание животного, не перестаёт существовать связанное с ними первобытное сознание. Из первобытного сознания непрестанно развивается и в каждый момент создаётся сознание каждой из этих особ. Для человека это первобытное сознание как будто перестаёт существовать, ибо он не отождествляется с самым переживанием впечатлений, со способностью к переживанию впечатлений и психической жизнью, понимаемой в наиболее широком смысле. Зато он отождествляется с существующими в его сознании реляциями, какие происходят между впечатлениями, чувствами, переживаниями, понятиями итд. Всё, что он переживает и что с ним происходит, он делит на хорошее и плохое, на приятное и неприятное, желаемое и нежелаемое итд.
    Богато описывая свои пережития при помощи понятий, человек сочетает их со своим „я". Вследствие этого ещё более углубляются различия, которые он создаёт. При том он говорит, что он таким способом познаёт мир и облегчает свою жизнь. Не, в сущности, он всё время создаёт для себя всё новые проблемы и трудности.
    Окончательным выходом из всех этих проблем является распознавание, откуда берутся все разделения и иллюзии. Нужно в себе самом распознать действительность, которая существует и в сей момент, и непрестанно, и которая является источником всех жизненных событий. Распознавание этой действительности момент за моментом, и непрестанное существование этого факта в сознании (вместо иллюзорного „я", с его проблемами и жизненными трудностями) - это жизнь с первобытным сознанием. В таком состоянии перестаёт существовать „я", и исчезают все его дела.

КОРРЕКТИРОВАНИЕ ОШИБОЧНОГО РАЗУМЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОСНОВ НАУКИ

1

    В целом люди думают, что мир является именно таким, каким мы его ощущаем при помощи наших чувств и благодаря нашим физическим возможностям. Они думают , что мы его ощущаем благодаря уже существующим в нём в готовом виде свойствам, законам, явлениям и вещам, которые совсем независимы от способностей наших организмов. Всё это существует таким образом и в таком состоянии, что остаётся только это открыть. Через открытие существующих в нём его разных проявлений мы расширяем свои знания. И на этом именно опирается всякое познание.
    Не обращается достаточного внимания на то, что все наши знания и все опыты могли возникнуть только благодаря способностям наших чувств. Благодаря этим способностям в течение эволюции могла сформироваться наша цивилизация и культура, благодаря им развилось искусство мышления каждого из нас и благодаря им есть возможность всякого познания и развития науки.

2

    Причиной ошибочного понимания познавательных основ науки является чрезмерное сосредоточение на познаваемых явлениях и вещах, а также приписывание им самостоятельного существования. Всеобще принято, что они независимы от сознания того, кто познаёт и от его интеллектуальных способностей. Не придаётся особого внимания свойствам познающей особы. Упускается функционирование его организма и творческая деятельность его ума, которая возникает в процессе познания вещей и явлений, что для других уже существуют и им уже известны.

3

    Вся информация, существование которой мы осознаём, доходит к нашему сознанию через наши органы чувств. Независимо от того отбираем ли мы информацию непосредственно или при помощи каких-то дополнительных устройств, основные признаки информации не меняются. У них одни свойства, перед тем как они дойдут к нашим организмам, другие, когда они уже перемещаются в наших организмах, и вовсе другие, когда возникают в сознании.
    О разных признаках стимулов в месте их возникновения, на дороге их перемещения к организму и в нём самом можно говорить, используя для этой цели понятия. Знания об этих стимулах связаны со смыслом, и они составляют содержание речи. Всё, что возникает в уме и в нём отражается, есть нечто другое. Сознание есть основой и субстанцией, из которой формируются мысли, чувства, впечатления итд. Само оно, как база, очень простое, но оно имеет необыкновенно богатые возможности развития. Хотя мы не умеем его наблюдать в его основном состоянии, без формы, без цвета, без запаха, без звука итд., мы в любой момент встречаемся со сформированными из неё сложными созданиями.

4

1.  Каждый, кто на минутку ограничит свой ум и не будет поддаваться его сложным действиям, может наблюдать, что каждый момент существования связан с переживанием впечатлений. Он может осознать, что они являются пищей для мыслей, что мышление опирается на воспоминаниях прежней активности, которая тоже опиралась на работу органов чувств. Даже столь очевидный для каждого факт, что окружающие нас предметы существуют реально и находятся вовне нас, не существует другим способом и в другом месте, чем любое простое впечатление. Этот факт - это тоже ничто другое, чем возникшее в уме суждение.
2.  К сознанию не доходит ничто, что было бы материальным. Все знания о свойствах вещества являются суждением (гипотезой) на тему того, что якобы находится вовне ума. В действительности всё, что существует в мыслях, существует в них тем же образом, каким существуют даже наиболее простые впечатления. Всё это основано на той самой базе и состоит из этой самой субстанции. Не существуют никакие дополнительные доказательства того, что существует вещество, которое было бы чем-то другим и отдельным от сознания. Единственной базой, на основе которой можно судить, существует ли что-то или нет, есть всё это, что связано с существованием и переживаниями сознания. А единственным критерием правдивости утверждений, гипотез, теорий итд. является их согласие с чувственными опытами (непосредственными и через посредство чего-либо) и логическими связями между ними. На основе этого можно быть уверенным только в существовании собственного ума.
3.  Всё, что возникает в сознании, зависит от органов чувств, их количества и вида. Поэтому создаваемый в нём мир относителен. Относительными являются наблюдаемые физические законы, явления, вещи, свойства явлений и вещей, а также реляции между ними. В зависимости от вида и количества органов чувств организмы, зачисляемые к разным видам, разным образом осознают и переживают окружающий их мир.
4.  Исследование окружающего опирается на переживания в каждый момент основных чувственных впечатлений и построении на их базе всё более сложных психических конструкций. Открытие мира начинается в момент рождения человека. От этого момента он переживает возникновение в его сознании всё более сложных образов окружающего (оптических, слуховых, осязательных, вкусовых и обонятельных). Для определения их самих и связей между ними постепенно возникают всё более сложные понятия. При этом человек учится речи и ориентировке в окружающем мире. Он не осознаёт, какие процессы делают возможной перцепцию мира и что это означает. Если он будет достаточно проницательным в своих исследованиях, может быть он в будущем об этом узнает. Пока единственной реальной действительностью является для него переживаемое в сознании содержание, а база, на которой всё это происходит, является для него глубоко скрытой.

5

    Если брать во внимание сущность сознания и всего, что в нём содержится, то на этой основе можно говорить, что познание мира при помощи органов чувств и понятий не заключается в открытии в нём чего-нибудь в абсолютном смысле и этот способ не ведёт к открытию абсолютной истины.

ПРИМЕЧАНИЯ

1)  В действительности у предметов нет цвета. Они только отражают световые волны с разными частотами, которые вызывают возникновение в сознании впечатления цвета.
2)  Не перечисляю здесь подробно источников своих знаний. Надеюсь, что то, о чём я пишу, будет для каждого очевидно по поводу связи текста с логикой и ежедневным опытом, а не по причине указания на источник.
3)  Сознание человека составляют, его психическая жизнь, созданная на базе органов чувств, с его способностями и опытом. Подобно выглядит это в случае сознания волка. Следует старательно подчеркнуть, дабы постоянно иметь это во внимании, что эти зрелые виды сознания не могли бы возникнуть, если не существовали бы способности органов чувств.
4)  Смотри в 3).
5)  Первобытное сознание составляет психическая жизнь в виде переживаемых впечатлений, какие существуют перед возникновением реляций и сочетаний между разными переживаниями, а также опирающееся на них понятийное мышление.
6)  Здесь я оказался в подобной трудной ситуации, как тот, кто хотел бы выяснить, как выглядит зелёный цвет. Лучше всего можно понять существование впечатлений, которые рождаются без посредничества органов чувств, если подвергнуться воздействию, например, сильных микроволн. Однако, не советую этого делать, так как при этом можно потерять здоровье.
7)  Человек имел бы подобного вида психическую жизнь, если бы его отделили от чувственных стимулов и подвергли воздействию сильных стимулов, которые доходили бы к нему за пределами органов чувств.
8)  Если думаешь, что это не отвечает существующей действительности, а вещество не является выдумкой (тоже твоей), попробуй найти хотя бы одно свойство вещества, которое ты познал/а без посредничества органов чувств. Проверь, какие свойства вещества исследовали учёные, не пользуясь при том своими чувствами.
 
 

Hosted by uCoz