(Написал Пинопа)
Эпиграф:1)
Истина не является ни идеей, ни философией, ни глубокими
знаниями;
Истина - это непосредственная перцепция Действительности, доступная
каждому в любое время в любом месте. Мудрость - это ни что другое,
чем существование и действие в состоянии непосредственной перцепции
Действительности.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление .........................................................................
Тождество вещества и сознания .......................................
Сущность действительности -
Природа времени и пространства ....................................
Примечания ........................................................................
ВСТУПЛЕНИЕ
Когда-то среди детей и молодёжи была известна игра
в „помидор". Она заключалась в том, что одной особе из группы все остальные
задавали вопросы. Это были разновидные вопросы, часто они касались очень
интимных дел. Старались таким способом рассмешить, разозлить либо другим
образом вывести эту особу из равновесия. Непрестанно допрашиваемая особа
только тогда как следует выполнила свою задачу, если на каждый вопрос (задаваемый
устно, письменно, при помощи жестов) постоянно отвечала словом „помидор".
Хотя это была игра, она содержала множество элементов, которые формировали
её участников. Развлекающиеся особы не осознавали, как глубоко отражаются
в ней серьёзные ситуации из жизни.
Например, можно взять хотя бы ученика, у которого
уже сформировалось на столько сильное чувство долга, что он самостоятельно
приступает к решению домашних задач. Его ум постоянно подвергается воздействию
разных стимулов. Они до некоторой степени мешают ему в работе. Ученик охотно
поиграл бы в мяч или занялся бы интересными компьютерными играми. Однако,
он постоянно занимается приготовлением уроков.
Другим примером может служить работа хирурга, который
делает сложные хирургические операции. Он тоже должен уметь сосредоточиваться
на своей работе и сотрудничестве с хирургическим коллективом. Хотя создаются
для него особые условия, но это касается только физических условий, то
есть всего того, что можно мерить, взвешивать итд. Никто же не может отгородить
состояние психического сосредоточения хирурга перед его собственными мыслями,
пережитиями и настроениями. С этими факторами он должен уметь справляться
сам.
Данные примеры касаются серьёзных занятий. Если
взглянуть на них с некой точки зрения, выступает в них сведение всего,
что вокруг происходит, к одному наиболее важному в данной ситуации действию.
В игре все вопросы участников находили своё решение в виде слова „помидор".
В случаях ученика и хирурга все наружные и внутренние обстоятельства -
способствующие и неспособствующие их занятиям - находят своё окончание
в решительно исполняемых функциях: приготовлении уроков и оперировании
больного.
Таких примеров, как с учеником и хирургом, можно
найти сотни. Но наиболее важным примером, ибо в нём можно разместить все
другие, есть поиск источника всего, что существует. Занятие этой проблемой
должно дать в конечном счёте ответы на все вопросы, которые только могут
возникнуть.
2
Согласно с эпиграфом сей работы, Истина не является
ни идеей, ни философией, ни глубокими знаниями; Истина - это непосредственная
перцепция Действительности, Мудрость же - это ни что другое, чем существование
и действие в состоянии непосредственной перцепции Действительности. Иначе
говоря, к Истине можно дойти и можно жить в состоянии Мудрости только тогда,
когда будет возможно непрестанно держать непосредственный контакт с Действительностью.
Истина, Мудрость и Действительность связаны между собой неразрывно.
Истина и Мудрость имеют некоторую ценность при условии,
что существует непосредственная перцепция Действительности. Если этой перцепции
нет и даже не известно, чем является Действительность с заглавной буквы,
тогда понятия Истина и Мудрость являются пустыми, ничего не означающими
словами. Истина, Мудрость и Действительность - это одна и та же вещь, которую
очень трудно перенять от другой особы. Каждый постоянно эту вещь имеет,
непрестанно ею пользуется и одновременно её не видит.
Несмотря на все трудности некоторые особы стараются
понять, чем является Действительность, которую можно непосредственно осознавать,
и в чём заключается непосредственная перцепция Действительности.
Эта работа тоже занимается Действительностью, но
только опосредованно, то есть при посредничестве понятий. Надеюсь, она
облегчит понимание, что всё имеет непосредственную и тесную связь с Действительностью
и что Истина не является ни идеей, ни философией, ни глубокими знаниями.
3
До познания и понятия всего, что существует во Вселенной,
всех вещей и явлений и самой Вселенной, необходимо знать основной материал.
Когда известны свойства этого „сырья", тогда уже нетрудно рассматривать
разные варианты конструкций, которые могут из него получиться.
Свойств фундаментальных элементов вещества из самой
предпосылки должно хватать, чтобы объяснить действие всех вещей и явлений,
ведь принимается, что всё из этих элементов составляется и от них зависит.
Однако, они должны быть такими, чтобы давать возможность вывести из них
все свойства вещества, которые наблюдаются в макро- и в микромасштабе.
Описанные здесь фундаментальные частицы вещества и их свойства дают такую
возможность, ведь эти свойства вытекают из известных научных знаний и ежедневного
опыта.
Однако самих свойств фундаментальных частиц может
не хватить для познания и понятия наиболее глубокой сущности вещей и явлений
во Вселенной, а также для осознания их строения и зависимостей между ними,
понимаемых в наиболее глубоком смысле. Для этой цели нужно ещё познать
действие сознания человека и понятие основ, на которые опирается его разумное
познание окружающего мира. Психологические основы познания являются наиболее
важным познавательным фактором. До сих пор не осознавали этого в достаточной
мере, а этот фактор в физике почти совсем опускали.
Подчеркивая полную зависимость познания мира человеком
от его сознания, можно увидеть нематериальность этого мира. Опираясь на
это, можно пробовать объяснять явления. Ведь возникает метод, при помощи
которого можно выяснять всё.
Несмотря на то, что имеется метод, который делает
возможным познание всего при помощи понятий, надо иметь в виду ограниченность
познания при помощи понятий. В действительности всё можно познать только
вследствие непосредственного собственного пережития единства всего, что
существует во Вселенной. Но познание единства всего во Вселенной каждый
может осуществлять только сам лично. В работе это единство будет представлено
при помощи понятий. Надеюсь, что это хотя бы немножко приблизит понимание,
что существует возможность познание мира вследствие собственного переживания.
ТОЖДЕСТВО ВЕЩЕСТВА И СОЗНАНИЯ
1
Можно постараться найти ответ на вопрос, откуда происходит
ум человека, его способность логических выводов и его интеллект. Хотя этот
вопрос кажется трудным, всё равно на него существует ответ.
Нужно начать от того, что не всегда существовал
человек разумный, которого мы знаем сегодня. Далёкие наши предки не имели
такого сознания, каким обладает современный человек. Но это не означает,
что они вообще не обладали сознанием. Они имели сознание, но оно было очень
примитивно. Это не было сознание, осознающее самое себя, своё я и своё
положение в окружающем мире. Для существования такого сознания обязательно
нужна возможность пользоваться сложными понятиями. Сознание далёких предков
человека находилось на уровне живущих в нашее время одомашенных и диких
зверей. Оно было тоже достаточно сложное и тоже опиралось на понятия, только
эти понятия были очень примитивны.
2
У кого дома есть собака, тот знает, что он умеет
с ней общаться. Собака и её хозяин понимают намерения и потребности друг
друга, а также умеют передавать взаимно некоторую информацию. Конечно,
разум пса и разум его хозяина очень различны, но нет сомнений, что в контактах
между собой они пользуются известной им системой понятий.
Также имеют свои понятийные системы дельфины, слоны,
волки и другие животные, которые живут в общественных группах или
воспитывают свою молодёжь. У одних видов эти системы более развиты, у других
менее, а у третьих (которые не воспитывают своих молодых, но уже умеют
реагировать разными способами на разновидные стимулы) только что возникают
основы для формирования таких понятийных систем.
Многие реакции животных можно пробовать объяснять
инстинктивным поведением. Но достаточно вспомнить случаи воспитания диких
животных от момента рождения в неволе у человека. Такие звери часто перестают
быть способны к жизни на воле. Выпущенные на волю они не в состоянии соответственно
контактировать с другими особями своего вида, которые жили дико, и не сумеют
заботиться о своей безопасности. Это свидетельствует о том, что в таких
случаях происходит формирование натуры зверя вследствие воспитания. Воспитание
связано же с передачей некоторых знаний, и оно возможно только при использовании
некоторой понятийной системы.
Передача при их помощи новым поколениям знаний является
одновременно передачей этим поколениям сформированных эволюционным путём
культурных достижений данного вида. В случае с животными может показаться
абсурдом говорить о культурных достижениях. Не ведь и человек не сразу
же достиг уровня, которым гордится в наше время. И никто этих культурных
достижений не дал человечеству в готовом и известном сегодня виде. Они
возникали во время эволюции постепенно, а культурные ценности сначала ограничивались
умением попечения и воспитания потомства, организации безопасности в разных
условиях итд.
3
В ещё более раннем периоде эволюционного развития,
когда предки человека развивались и созревали таким же образом как улитки,
моллюски, морские звезды и морские ёжи, они не пользовались никакими понятийными
системами. Просто, в известном нам смысле, они не общались между собой.
Но и в этом случае нельзя сказать, что у них не было сознания. Это был
другой тип сознания, очень простой. Это было сознание, которое можно назвать
непосредственным. Его непосредственность состоит в том, что если организмы
получали извне некоторые стимулы и это сопровождалось чувственными впечатлениями,
тогда стимулом, например, доходящим к ним световым волнам, непосредственно
отвечало впечатление света.
Речь о разумении чего-нибудь через такие примитивные
организмы может показаться абсурдом. Поэтому надо добавить, что это разумение
непосредственное, которое имеет мало общего с понятийным разумением. Понятийное
разумение развилось и существует благодаря существованию разумения непосредственного,
но оно могло развиваться только тогда, когда организмы вследствие эволюционного
развития получили не менее двух видов органов чувств. Развилось оно вследствие
возникновения более сложных конвенций, которые можно было бы уже назвать
мыслительными конвенциями, и благодаря придаче значений более сложного
порядка.
Более сложная ситуация возникает в случае с более
развитыми организмами, например, имеющими органы зрения и осязания. У них
может уже развиться посредственное разумение, которое есть, в сущности,
разумением при помощи понятий. Если к такому организму будут через некоторое
время доходить одновременно зрительные и осязательные стимулы, тогда в
сознании организма закодируется факт одновременного прихода этих стимулов
и между зрительными и осязательными впечатлениями сформируется связь. При
таком кодировании и возникновении связи хватит одного из этих стимулов,
чтобы организм переживал оба впечатления, как бы до него дошли оба стимула.
Возникшая между переживаемыми впечатлениями связь
имеет основной типичный для понятий признак. Ведь наступило приписывание
значений - зрительному впечатлению отвечает осязательное впечатление и
наоборот. Можно также сказать, что зрительное впечатление приняло на себя
значение осязательного впечатления, и эти впечатления стали взаимно заменяемы.
4
От возникшего таким способом понятия до понятий,
которыми пользуется человек, ещё длинный путь развития, но это развитие
заключалось главным образом в расширении понятийной системы, а не в перемене
сущности понятия. Несмотря на высокий уровень развития понятийного разумения
и мышления человека, эта система помещает в себе в скрытом виде также непосредственное
разумение. Существование непосредственного разумения выявляется через посредников,
при помощи понятий и с большими трудностями.
Формирование органов чувств и понятийной системы,
которые сопровождали эволюционное развитие предков человека, повторяется
в каждом случае во время эмбрионального развития, во время развития, следующего
после рождения ребёнка и во время его воспитания. Новорожденный ребёнок
не имеет сознания взрослого человека, ибо у него нет никаких понятий. У
него существуют только возможности, которые возникают благодаря органам
чувств. Благодаря этим органам в короткое время, полтора - два года, он
присваивает себе основные умения ориентировки в окружающей среде и использования
понятий, то есть присваивает основы, на которых в будущем разовьётся сознание
взрослого человека.
5
Проницательно анализируя, чем является сознание человека,
сознание животного или сознание наиболее примитивного организма, который
способен переживать только очень простые впечатления, можно сказать, что
все они имеют одно общее свойство. Именно все они состоят из менее или
более сложных впечатлений и других психических переживаний. Все эти виды
сознания просто составляются переживаемыми впечатлениями и другими переживаниями.
Можно по-разному называть всё то, что переживают
организмы, но в любом случае нельзя сказать, что это что-то материальное.
Переживания конкретного организма в данный момент являются свойством, типичным
только для этого организма. Эти переживания являются неуловимыми для кого-то
извне. Нужно отчётливо осознать, что приходящие к организму стимулы, которые
возбуждают возникновение в организме впечатлений, и переживаемые впечатления
- это две совсем разные вещи. Используя ронятийную систему и экспериментальные
научные достижения, можно исследовать существование стимулов и их влияние
на организм, о существовании же впечатлений и переживаний в чужом организме
можно только догадываться.
Всё это свидетельствует об одном - между определёнными
реакциями организма и его структуральной конструкцией существует тесная
зависимость. Это ведёт за собой зависимость другого вида - структуральной
конструкции организма и протекающим в нём жизненным процессам отвечают
конкретные впечатления и вообще психическая жизнь и сознание. Прочность
зависимости между структурой и сознанием вытекает из того, что формирование
сознания сопровождается переменой структуры этого организма, а особенно
его мозга. Это даёт о себе знать переменой поведения организма.
Много можно сказать, пользуясь понятиями. Но вникая
в сущность понятий и в то, как чаловек пользуется ими в познании мира,
можно сказать, что построенный в сознании образ стимулов, структур, органов
итд. - это тоже очень сложный ансамбль наступающих друг за другом впечатлений,
чувств, переживаний, т.е. психическая жизнь. Все научные, религиозные и
философские знания каждого человека являются его собственным психическим
творением. Ничто, что материально, не может проникнуть в мир сознания.
Всё, о чём человек судит, что оно материальное, а также это суждение, тоже
есть только творением сознания2). Например, трава зелёная и её листья гладкие
или шершавые только в сознании человека и, может быть, также некоторых
видов зверей. Зелёный цвет, гладкость или шершавость - это признаки сознания,
которые возникают под влиянием чего-то, что человек назвал травой. Это
то, от чего происходят стимулы и что для человека является зелёным, гладким
или шершавым, будет восприниматься совсем по-другому в сознании тли, которая
на этом „чем-то" живёт, движется и питается.
Имея это ввиду, можно сказать, что не существует
такого вещества, которое видит человек, с приписанными ему признаками,
но существует что-то, что, создавая разные структуры, может быть человеком,
травой, тлей, столом, камнем итд. Имея структуральное строение живых организмов,
а особенно человека, это „что-то" есть сознанием, то есть меняющейся в
такт с внешними стимулами психической жизнью. При этом внешнее может возникнуть
и выделиться лишь в таком сознании, которое применяет свою систему понятий.
Имея структуральное строение камня или стола, это „что-то" является пассивным,
неподвижным предметом.
Для неориентирующихся это может казаться абсурдно,
но ведь абсурды вытекают главным образом из непонимания сущности вещей.
Познание этой сущности рождает очевидность. В общем мы привыкли к тому,
что если говорится о сознании, тогда это понятие чаще всего сочетается
с сознанием человека, либо оно сочетается с отбором стимулов из окружающей
среды при посредстве органов чувств и умением пользоваться по меньшей мере
простыми понятиями.
Стоит задуматься над следующими вопросами: Могло
ли возникнуть сознание человека, если бы не существовала возможность возникновения
сознания звериного типа, которое опирается на простые понятия? Могло ли
возникнуть сознание, опирающееся на простых и более сложных понятиях, если
бы не существовала способность организмов переживать впечатления и не существовали
бы их органы чувств? Могли бы возникнуть органы чувств и способность к
переживанию простых чувственных впечатлений, если бы тоже с неживыми структурами
не были связаны некоторые простые и трудные для определения психические
свойства? Опираясь на логическое мышление, на все эти вопросы можно ответить:
нет.
В каждом случае и на каждом этапе развития сознания
психическая жизнь не возникала из ничего. Она просто развивалась - переходила
от более простой формы к форме более сложной. Без существования более простых
психических переживаний не было бы возможно также формирование способности
переживания простых чувственных впечатлений при посредничестве органов
чувств, что, например, происходит во время развития челрвеческого плода.
6
Это, может быть, трудно понять, но надо иметь ввиду,
что психическая жизнь не возникла на каком-то этапе развития - она в той
или другой форме существовала раньше; она только менялась и развивалась
в новую форму. Возникновение органов чувств было связано только с увеличением
чувствительности сознания3) на конкретные виды стимулов. При такой перемене
чувственные впечатления могли быть пережиты более интенсивно при значительно
меньшей интенсивности стимулов, чем перед переменой. Но организм не потерял
своих прежних способностей. После такой перемены он был по-прежнему способен
переживать впечатления в других пределах стимулов, чем принимаемые органами
чувств, но эти стимулы должны иметь значительную интенсивность.
Хотя человеческий организм не имеет органа чувств,
способного отбирать электромагнитные волны, которые не помещаются в пределе
видимых лучей, то при достаточно большой интенсивности стимулов организм
будет их отбирать, переживая при этом боль, чувство беспокойства, теплоту
или другие впечатления либо чувства. Благодаря этому все впечатления и
другие переживания можно причислить к чувственным, независимо от того,
появляются они вследствие действия стимулов, которые пришли через органы
чувств или другим способом.
Меньшая или большая отчётливость впечатлений и переживаний
зависит от интенсивности стимулов. Эти стимулы разнятся между собой тем,
что более отчёеливые имеют больше шансов проникнуть в сферу сознания, которая
связана с понятиями. А там они уже могут сочетаться с другими переживаниями
и быть описаны.
7
Связи между веществом и сознанием могут возбуждать
серьёзные сомнения. Но в одном существует уверенность - нельзя пережить
то, что в данный момент переживает другой организм. Можно только догадываться
о существовании впечатлений и других переживаний, а также вообще о психической
жизни. Домыслы опираются на подобии организмов и их поведения, хотя сам
этот факт не всегда осознаётся. Из наблюдений другого человека рождается
предпосылка, что он имеет психическую жизнь, подобную нашей. Связывает
нас между собой подобие строения организмов и поведения, а из этого вытекает
подобие психической жизни. Опираясь на подобном принципе, можно догадываться
о существовании психической жизни у зверей, а также того, каков характер
этой жизни. Продвигаясь дальше, можна эти выводы расширить на растительные
организмы и неоживлённое вещество.
Приписывание очень простых психических свойств растениям
и неоживлённому веществу не является новшеством. Много людей, воспитанных
в культуре Древнего Востока многие тисячилетия знают и по-своему понимают
существование этой зависимости. У них свои аргументы для выяснения, почему
так, а не иначе, но главную роль играет вера. Мы тоже вынуждены в некоторой
степени опираться на веру. Но наша вера подобна вере ребёнка в то, что
дважды два - четыре. Вначале он тоже верит в то, что ему говорят взрослые.
Верит, ибо не осознаёт своим умом, какая связь между представленным ему
утверждением и опытом. Однако, он быстро убеждается в том, что существуют
опытные аргументы, которые веру изменяют в уверенность.
Ниже поданные опытные аргументы могут оказаться
достаточными для того, чтобы удостовериться: вещество и сознание являются
одним и тем же. Они были уже представлены раньше, но здесь будут повторены.
Во-первых, сознание не рождается из ничего, оно развивается из более
простого.
Во-вторых, между структурой организма и сознанием существует тесная
связь, а с более развитым организмом связано более развитое сознание.
Во-третьих, психические преживания являются элементами сознания, знания
же о стимулах связаны с сочетаниями, которые существуют между этими переживаниями.
Опираясь на перечисленные аргументы, можно вывести
заключение, что вещество вообще не существует, а существует только психическая
жизнь, которая принимает разные формы. Однако нужно понимать, что отбросить
идею существования вещества это одно, а отбросить понятие вещества - это
другое. Понятие вещества формировалось для чисто практических потребностей.
Назвали им что-то, что может называться психической жизнью, сознанием,
либо может быть определено совсем другим словом. Понятие вещества не функционирует
самостоятельно, оно является элементом сформированной эволюционным путём
понятийной системы. Поэтому нет смысла от него отказываться. Нужно только
понимать, что оно означает и как возникло.
Это „что-то", что даёт знать сознанию о своём существовании,
возбуждая в нём психические явления, принято называть веществом и было
принято одновременно, что вещество является чем-то другим, чем сознание.
Это различие вывелось бездумно - ибо не анализировался подробно вопрос,
как возник человеческий интеллект и чем он вообще является. Разумеется,
что если не брать этого факта во внимание, тогда трудно понять, каким способом
в веществе во время эволюции возникло сознание. А ведь сознание совсем
не было вынуждено там появляться, ибо оно там было всегда, только в разной
степени сложности. И это в нём, когда оно достигло достаточно высокого
уровня развития, появилось понятие вещества.
Если взглянуть на предположение, которое говорит,
что вещество и сознание есть одним и тем же самым, с другой точки зрения,
то можно сказать, что понятию вещества, вследствие приравнивания его с
сознанием, придали слишком большое значение. Ибо действительно, каждый
сам может убедиться в существовании своего сознания, познать его признаки
итд. Зато никто не может сказать, что он знает что-нибудь о веществе. Все,
кто говорит, что знают вещество, а в нашие времена это повседневное явление,
опираются на обыкновенном разумении и познании вещества и сознания.
8
Интересно, как это возможно, что люди, которые не
знают объективных свойств вещества, умеют его использовать для своих целей
и исследовать. Строят из него свои жилища, формируют свою среду, а изобретательность
человека просто поразительна. Ответом на это может быть простой пример.
Муравьи ещё меньше знают о веществе, чем люди, и
несмотря на это они замечательно справляются с его формированием. Они строят
муравейники, умеют держать в них подходящую влажность и температуру. Когда
перемены температуры в муравейнике, на некоторых его уровнях, перерастут
регулировочные возможности муравёв, тогда они покидают эти уровни и переходят
на другие, которые для них более подходящие.
Из этого видно, что связанная с веществом деятельность
организмов не имеет ничего общего со знакомством с его объективными свойствами.
Единственными объективными свойствами, которые доступны для всех, есть
собственные впечатления и переживания, которые составляют психическую жизнь.
Конечно, организмы ничего о том не знают. Но даже если бы они знали, то
эти знания были бы непригодны для их практической деятельности.
Все впечатления и психические переживания, перенесенные
к чему-то, что якобы находится вовне, создают субъективный психический
мир. Само „понятие" наружности (понятие ещё в кавычках) формируется раньше
всего, в короткое время после рождения. Это понятие следует понимать как
некоторою метафору, ибо речь не идёт здесь о разумном придании ему значения,
но о чувстве, что что-то находится снаружи. Конечно, чтобы почувствовать,
что что-то находится снаружи, надо также осознавать себя самое.
9
Формирование у ребёнка чувства осознания себя и чувства
наружности окружения занимает больше времени, чем, например, у цыплёнка.
Оно связано с наукой сидения и хождения, а также с одновременным познанием
речи. В результате нескольких лет воспитания ребёнка возникает сознание,
которое помещает в себе приобретенные опыт и знания. На основе опыта и
знаний у ребёнка сформировался образ мира, с существующими в нём вещами
и явлениями и им самим. Этот образ есть, в сущности, элементом сознания.
Сформированные в сознании образы предметов и явлений
полностью субъективны, ибо на них основываются знания, полученные при помощи
органов чувств, и эти знания относятся к этим предметам и явлениям. Это
значит, что такие предметы и явления, которые существуют в сознании, в
действительности не существуют в объективном мире.
Примером может послужить явление грома. Под влиянием
световых волн в сознании возникают впечатления и зрительный образ, под
влиянием звуковых волн в сознании возникают впечатления и звуковой образ.
При подходящем направлении ветра и небольшом расстоянии от места удара
грома в сознании может ещё возникнуть обонятельный образ озона. Можно бы
перечислить ещё другие признаки, которые могут появиться в сознании в случае
разных опытов с громом. Можно говорить об опытах с громом, но это не означает,
что кто-нибудь знает, чем в сущности является гром. На основе сочетания
образов: звукового, зрительного, обонятельного и других сведений, мы догадываемся,
что всё это происходит от одного явления извне и составляем субъективный
образ целого явления. Подобное происходит и с другими явлениями и предметами.
10
Поскольку именно так происходит познание мира, всё,
чем занимаются разные науки, религии и философии - даже если их представители
утверждают, что занимаются познанием объективного мира - в сущности является
познанием субъективным4). Мы в сей момент тоже не занимаемся объективным
познанием5), ибо таким познанием каждый может заниматься только индивидуально,
самостоятельно исследуя свой собственный мир. Субъективные научные исследования
и размышления над логическими связями могут быть только указанием, в какую
сторону стоит направить свои усилия.
Мир является нам таким, каким мы его видим, ибо
мы сами есть именно такие, какие мы есть, и, фактически, свой мир мы создаём
сами. Создаём его через физические действия в мире и через психическое
создание его образа. Другие виды на Земле, а, может быть, также где-то
в космосе, видят мир совсем по-другому, и у них другие системы описания
этого мира. Для того, чтобы по-другому видеть и описывать мир, достаточно
видеть то, что игнорируют другие.
Наиболее важно, чтобы не забывать, что познание
окружающей действительности и всякие научные исследования опираются на
логическом мышлении. Используются тоже подходящие для этой цели исследовательские
приборы и инструменты. Знать их конструкцию и действие - это необходимое
условие, чтобы получить честную и логичную интерпретацию результатов исследований.
Но органы чувств и ум человека - это специфические и самые важные исследовательские
инструменты; они функционируют благодаря чувствам и целиком на них опираются.
СУЩНОСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ -
ПРИРОДА ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА
1
Каждому кажется, что наблюдаемый мир существует независимо
от нас. Кажется, что тот же самый мир, со всеми подробностями и свойствами,
существовал и раньше, прежде чем мы родились, и что он будет существовать
также после нашей смерти. Убеждает в том факт, что мир не меняется видимым
образом потому, что кто-то родился или умер.
Каждый из нас судит, что появляясь в мире, застаёт
в нём всё, с чем в позднейшее время имеет дело, с готовыми уже свойствами
и в таком состоянии, что остаётся его только познавать. Нам кажется, что
каждый из нас, появляясь в мире, постепенно приспособлается к нему и его
свойствам, что познаёт вещи и явления в такой форме, в какой они существовали
также раньше. Необыкновенно трудно понять и примириться с тем, что всё
наблюдаемое в таком виде, как это наблюдается при помощи органов чувств
и логического мышления, существует только в воображении каждого из нас.
Ведь ежедневный опыт учит нас, что всё, с чем мы имеем дело, имеет конкретные
свойства и реально существует именно в таком виде, в каком мы это воспринимаем.
2
Известно, что стимулы из окружающего мира и переживаемые
впечатления это две разные вещи. Мы переживаем конкретные впечатления только
благодаря тому, что у нас такое, а не другое структуральное строение организмов.
Мы из этого выводим соответствующие заключения. Благодаря этому можно понять,
что всё, чему учит нас о веществе физика и другие науки это только психическое
творение.
Хотя физики утверждают, что они занимаются материальными
объектами, но, в действительности, ничего материального они не могут исследовать.
Ибо всё, что они познают, даже при помощи самой сложной аппаратуры, не
выходит за их способности воспринятия. Всё это вынуждено перетрансформироваться
органами чувств, а они являются источником психических переживаний. На
этой основе можно сказать, что исследуемая материальность мира субъективна.
Материальность и физичность мира имеют некоторый
типичный характер, который является именно таким, какой он есть, только
для человека. Это свойство тоже очень трудно ухватить и понять. Ибо мы
так уже привыкли к бессознательному приписывании данных признаков данным
существам, а дополнительно, к бессознательному перенесении свойств собственного
сознания на наружные предметы как их свойства, что мы считаем якобы этот
мир таким самым образом материален также для всех животных. Мы просто судим,
что материальность мира является свойством, которое существует в действительности
и в таком виде, в каком именно мы его воспринимаем. Если увидим, что звери
видят мир по-другому, тогда мы считаем, что это происходит по причине их
меньших способностей в восприятии окружения так точно, как делает это человек.
Например, у каждого из нас своё мнение на тему свойств
воды. Мы можем её переливать из одной посуды в другую и слышать её плеск.
Мы достаточно сильны, чтобы побороть поверхностное напряжение воды, и у
нас такое строение ушей, что мы можем слышать звуки с частотой, связанной
с ей переливанием. У нас есть возможности и средства, чтобы воду заморозить
или закипятить. Мы можем лёд резать и дробить, а пар использовать в турбинах
и для отопления жилищ. Благодаря нашим чувствам и вспомагательным приборам
мыможем наблюдать разные свойства воды в разных её состояниях и фазах.
Задержимся на минутку над утверждением, которое
говорит, что мы можем наблюдать разные свойства воды в разных её состояниях
и фазах. Это утверждение содержит что-то, что можно определить как понятийный
навык. Понятийными навыками можно ведь назвать все определения и фразы,
которые являются более подходящими для разговорной речи, чем для точного
научного языка, и которыми мы пользуемся без глубокого вникания в их смысл.
Говорится, что мы можем наблюдать разные свойства
воды. То есть, говорится так, как бы эти свойства в таком виде, в каком
они наблюдаются, существовали в ней уже раньше. В действительности свойства
возникают в сознании благодаря органам чувств, уму и благодаря возможностям
физического воздействия человека на воду. Благодаря этому каждый день и
в каждый момент может подтверждаться их существование.
Совсем другими были бы общераспространённые и научные
мнения человека на тему свойств воды, если бы его нормальнае физические
силы были недостаточны для преодоления поверхностного напряжения воды и
если бы он имел возможность передвижения по воде, как насекомое, которого
зовут лыжником. Другими были бы его взгляды, если бы он мог вникать в структуру
воды, как вирус. Очень возможно, что тогда он не различал бы даже разных
фаз воды, а вместо того обращал бы внимание на близкое и далёкое расположение
частиц воды и их разные скорости.
3
Все физические свойства предметов и явлений в окружающем
мире существуют только как свойства, которые были перенесены на что-то,
что якобы находится вне сознания. Явление перенесения свойств на что-то,
наружное следует понимать как постоянное перенесение и приписывание этих
свойств, а также как постоянное их формирование и на их основе формирование
образов наружных предметов. Без органов чувств и без возможности взаимодействия
с окружающим веществом в сознании не мог бы возникнуть такой образ мира,
какой обычно в нём существует. Это значит, что без человека не может существовать
такой мир, какой он наблюдает.
Но нельзя сказать, что если не было бы наблюдателя,
тогда не существовал бы мир, который можно было бы наблюдать. Всё, что
осталось бы от мира, если бы в нём не существовал ни один наблюдатель,
не поддаётся описанию при помощи каких-либо понятий, хотя это существовало
бы. Потому что именно наблюдатели для себя самых, как в физическом, так
и в психическом отношениях, делают этот мир сложным. А самая сложность
мира, какая для них существует, является функцией сложности структуры их
организмов, а также качества и степени развития их органов чувств6).
Мир без наблюдателей не может быть точно описан
при помощи понятий, потому что именно понятия и сами наблюдатели являются
необходимыми для существования всяких свойств в мире. Однако, возможно
есть создание простых моделей такого мира.
Можно войти в роль одной из фундаментальных частиц
и вообразить себе возможность наблюдения и запоминания в одном моменте
только нескольких наиболее близких фундаментальных частиц и их движения.
В таком состоянии для наблюдателя не существует ничто другое, кроме мира
нескольких частиц. То, что это были бы сменяющиеся частицы и что сам наблюдатель,
как одинокая частица, входил бы в состав разновидных структуральных систем
со всё новыми частицами, это не наблюдалось бы. Тем более не наблюдались
бы нейтроны, атомы, молекулы и все другие более сложные структуры и все
связанные с ними явления.
В психическом отношении целый мир производил бы
впечатление существования нескольких частиц. И было бы это почти единственное
впечатление. Не существовали бы никакие воздействия, силы, температуры
и другие явления, ибо в сознании не возникали бы никакие впечатления, которые
делали бы возможным создание в ней образов всех этих явлений. Все эти свойства,
опуская то, что они могут быть сформулированы только при существовании
очень развитой понятийной системы, могут в сознании организмов формироваться
лишь тогда, когда при влиянии некоторых стимулов в организмах возникают
конкретные и замечаемые ими структуральные перемены. Эти перемены становятся
основой для формулирования гипотезы о существовании явления и подтверждением
его реального существования.
4
О всех материальных явлениях можно сказать, что они
существуют и одновременно не существуют. Это касается тоже времени и пространства.
Они существуют прежде всего как возникающие в сознании психические признаки,
и только в следующую очередь их можно рассматривать как физические признаки.
Относительно легко увидеть, откуда происходит существующее
в понятийной системе деление времени на прошлое время, настоящее время
и будущее время. Основой существования такого деления является факт, что
к организму стимулы не доходят одновременно, но по очереди. Благодаря работе
интеллекта переживаемые впечатления служат для формирования явления как
целого. Благодаря существованию же очерёдности переживаемых впечатлений
в сознании возникает впечатление течения времени.
Деление времени на три разные фазы не могло бы сформироваться,
если бы вся информация доходила к организму в одно и то же самое время.
А это было бы возможно, если бы все стимулы не зависели от расстояния,
то есть, доходили к наблюдателю тотчас же, когда возникают. При таком способе
распространения стимулов наблюдатель в каждый момент имел бы любую информацию
о всём, что происходит в целом пространстве. Следовательно, не существовала
бы ни потребность, ни возможность формулирования других времен, кроме настоящее.
При немедленном распространении стимулов не было
бы ни нужды, ни возможности создания понятий и образов линейных и угловых
расстояний. Они являются базой для создания в сознании понятия и образа
пространственного характера окружающего нас мира. Если их не было бы, тогда
не возникала бы потребность и не существовали бы возможности формулирования
в сознании организмов гипотезы о существовании пространства.
5
Определение фундаментальных элементов вещества -
даонов приводит к необходимости определения реляции, которая существует
между веществом и сознанием. Описание только вещества оставляет неразвязанную
проблему: происходит ли вещество от сознания или наоборот.
Наиболее глубокое и наиболее тонкое значение древнекитайского
дао определяет сознание и вещество как одну и ту же самую вещь, из которой
появляется всё, что существует. Но сознание, о котором в этом значении
говорится, не является ни сознанием человека, ни сознанием животного (в
значении их психической жизни). Это что-то ещё более простое, что только
вследствие дальнейшего развития может переформироваться в отчётливое чувственное
переживание. Также вещество, о котором в этом значении идёт речь, не является
веществом, которое знаем в виде наружного создания относительно нашей психики
и которое воспринимаем при помощи чувств и описываем при помощи понятий.
Речь идёт просто о сознании и веществе, которые друг с другом тождественны.
Можно утверждать, что все свойства, которые мы наблюдаем
в веществе ежедневно и благодаря физическим опытам - это признаки, ему
приписанные. В действительности происходят они от чувственных переживаний
и являются следствием логического мышления, которое тоже опирается на эти
переживания. Например, переживая впечатление зелени листьев, мы, в сущности,
переживаем существование свойств и состояния некоторых структур собственного
организма. Зато придавая признак зелени наружному веществу, помогаем себе
гипотезой о существовании этого вещества и приписываем ему следующий признак,
который в действительности, как раз в таком виде и в том месте, не существует.
Подобным образом мы используем чувственные переживания,
когда придаём веществу свойства в виде массы, инертности, веса, разных
видов энергии, температуры, силы и всех остальных. Эти свойства и соотношения
между ними являются символическим определением переживаемых нами в разных
ситуациях впечатлений. Но относятся они прежде всего к наружным воздействиям
относительно нашего сознания и к миру, откуда эти воздействия происходят.
Всё это описывается при помощи понятий-символов и происходит символическим
способом, только другой остаётся конвенция этого представления.
При том существуют как бы два символические описания.
В одном описании внешние стимулы символизируются только впечатлениями и
пережитиями, составляющимися на внутренний мир психики. В этом описании
нет ничего, о чём можно бы сказать, что оно внешнее. В другом описании
свойства психики перенесены на предметы и явления. Они становятся содержанием
понятийной системы, принимая новые символические значения. Создаётся при
том наружный мир, с совсем другой символикой, в которой психические явления,
как такие, находятся на второстепенном плане. При осознавании признаков
наружного мира, символика внутреннего мира почти не осознаётся.
Конечно, во время физических опытов нет необходимости
вникать во все эти зависимости. Касаются они прежде всего теоретических
зависимостей физики и философии, в то время как физические опыты близко
связаны с практикой ежедневной жизни и внешним миром. Стоит однако знать
о их существовании, чтобы понимать субъективный характер так называемого
внешнего физического мира.
6
По известным уже нам причинам фундаментальные элементы
вещества - даоны находятся в непрестанном движении. Благодаря известному
уже размещению потенциалов наибольшее влияние на них имеют даоны, расположенные
поближе, но движение каждого из них происходит также вследствие воздействий
всех других даонов, которые существуют во Вселенной. Однако воздействия
между ними происходят без участия таких сил, как мы понимаем. Не существуют
там ни противоположные интересы, ни соперничество для достижения какого-то
положения или состояния в определённое время, ни другие причины, которые
возбуждали бы возникновение этих сил и которые можно разумно определить
при помощи понятий. Нет там тоже мест, к которым эти силы могли бы быть
приложены.
Описание этих зависимостей связано с принятой конвенцией,
которая вытекает из использования определённой системы понятий. При описании
движений пользуемся понятием силы, которое имеет психологическое происхождение
и связано с общеиспользуемым понятием собственной воли.
Все даоны в любом положении находятся в состоянии
равновесия. Мы научились связывать это с равновесием сил. В действительности
в любом положении по дороге движения каждый даон находится в равновесии
(вместе с другими даонами), которое существует без использования сил. Сила
воздействия, в таком значении как мы это понимаем, появится только тогда,
если начнём менять натуральные величины скорости или направления движения
даона и переживаемые впечатления сопоставим с системой понятий, в которой
существует понятие силы.
Все движения и перемены, которые происходят с участием
даонов, проще всего можно определить как всёобнимающую гармонию. При наиболее
глубокой степени раздробления элементов вещества, без связывания этого
с функциями и деятельностью сложного сознания, ни один из них даже мгновение
не находится в несоответствующем состоянии или положении. Потому что на
этом этапе всё, что происходит, является деятельностью евклидового пространства.
7
Одинокие фундаментальные элементы вещества - даоны
не имеют ни массы, ни инертности. Эти свойства существуют благодаря тому,
что в пространстве есть большое количество других даонов. Ту самую реляцию
можно применять тоже к одиноким скоплениям даонов.
В формальном отношении понятия массы и инертности
вытекают из того, что при увеличении расстояния от центральной точки даона
потенциал поля уменьшается. Потенциалы поля только тогда не имели бы влияния
на возникновение явления массы или инертности, если они были бы постоянными
при любом расстоянии. Тогда передвижение одного даона относительно другого
не вызывало бы перемен результирующих потенциалов в точках пространства.
При существующих размещениях потенциалов передвижение
даонов относительно друг друга из их положений натурального равновесия
всегда ведёт к увеличению результирующих потенциалов и требует использования
силы, а это связано одновременно с возникновением массы и инертности даона.
Когда сила действует и ускоряет частицу, она вступает
как будто в противодействие относительно деятельности евклидового пространства.
Пространство (опуская колебания от актов создания новых даонов) непрестанно
стремится к минимализации результирующих потенциалов. Действующая сила
не ликвидирует этой тенденции. Она ведёт только к тому, что, ускоряя одинокий
даон, она фактически ускоряет (в степени, зависимой от расстояния) все
даоны во Вселенной. Когда этот даон уже ускорен до некоторой скорости,
в космосе устанавливается новая ситуация, с новыми направлениями и скоростями
движения всех существующих даонов.
8
Ограничиваясь только этими несколькими мыслями на
тему реальности действительности, а также природы времени и пространства,
можно сказать, что всё это, прежде всего, психические создания, которые
возникают благодаря использованию понятийных систем. А для сформирования
понятийной системы достаточно, чтобы у организма было только два чувственных
органа. Зато для того, чтобы можно было сказать, существует ли у даного
организма временная и пространственная ориентировка, у организма должно
уже быть умение передвижения с тенденцией следования к какой-то цели. Благодаря
этому можно судить, что некоторое временное и пространственное воображение
имеют даже очень примитивные организмы. Ведь их жизненная деятельность
проходит с учётом принципов времени и пространства.
Ограничимся этими несколькими мыслями, ибо нет здесь
потребности ничего больше объяснять. Расширенное рассматривание этих вопросов
может даже их затемнить. Распознавание сущности действительности, а также
природы времени и пространства, каждый должен совершать самостоятельно,
сам для себя, вследствие глубокого их обдумывания. Всё, что я представил,
следует воспринимать как помощь, которая может некоторых побудить к такому
обдумыванию. Нельзя это брать за основу оценивания либо отрицания чего-нибудь.
Не побуждаю никого к познанию сущности действительности
из сегодняшних учебников физики. Хотя физика занимается вопросами действительности,
она не учитывает действительного происхождения знаний человека. В этом
контексте в физике следует видеть практические знания, ибо она опирается
на ежедневных опытах. Современная теоретическая физика содержит знания
более спекулятивные, чем теоретические. Эта физика в общем познаёт в связи
с практическим познанием внешнего мира, без его соединения с миром психики.
Мы же здесь, занимаясь анализом сущности действительности, занимаемся более
познанием самого себя, хотя не упускаем и познания наружного мира.
ПРИМЕЧАНИЯ
1) Не подписанный эпиграф не является плодом моего авторства.
Я где-то с ним встретился и запомнил. Но автора, к сожалению, позабыл.
2) Проникновение в сознание „материальных творений" (если бы
они существовали) было бы возможно, если существовал бы специальный для
этой цели канал, отличающийся от органов чувств.
3) Данное здесь сознание можно понимать как первобытное сознание,
существенным свойством которого является непосредственное разумение, так
и понятийное сознание, на его начальном этапе развития, когда, благодаря
возникновению (не менее двух) органов чувств, возникали первобытные понятия.
4) Примененные понятия, субъективное познавание и объективное
познавание, относятся к познаванию вещей и явлений, которые существуют
в абсолютном смысле, то есть, существуют независимо от способности познавания
при помощи сотрудничающих друг с другом органов чувств. Вследствие научных
и философских исследований, а также опирающихся на понятия религиозных
(или мистических) исследований, познаётся субъективный мир. Накопленные
этими способами знания происходят от чувственных способностей и способности
взаимодействия человеческих организмов с окружением, которые от природы
являются относительными. В случае, когда способности были бы другими, чем
существующие, совсем другим был бы вид знаний о мире. Объективное познание
мира, касающееся вещей и явлений в абсолютном смысле, то есть существующих
независимо от способности познания при помощи сотрудничающих друг с другом
органов чувств, в своей сущности очень простое. Это переживание простых
впечатлений как таковых, без вникания в создаваемое при их помощи содержание,
происходящее от воздействия органов чувств и являющееся понятийными знаниями.
Научный или философский способы познания мира могут (и должны) называться
объективными лишь метафорически и в том смысле, что они более проницательны
и логичны, чем понятийное познание мира, которое применяется в религиях.
В общем, однако, им приписывается такое значение, как бы современная наука
исследовала творения, которые существуют в абсолютном смысле.
5) Смотри в 4).
6) Это следует из факта, что мы переживаем то, что доходит при
посредстве органов чувств. Благодаря этому переживания являются, в некотором
смысле, „психическими образами" окружения.